Екатеринбургский музей изобразительных искусств получил в дар картину русского импрессиониста Константина Кузнецова «Вид на Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении», которая станет частью постоянной экспозиции западноевропейского искусства Центра «Эрмитаж-Урал».
Дарителем выступил одноимённый Фонд Константина Кузнецова, ранее сотрудничавший с музеем в рамках выставки «Русский импрессионист в Париже» в 2024 году. Нынешний дар стал логичным продолжением этого партнёрства.
Кузнецова действительно часто называют «русским Клодом Моне» — он стал едва ли не единственным отечественным художником, по-настоящему вписавшимся в контекст французского импрессионизма и постимпрессионизма. В то время как во Франции его творчество получило признание, на родине оно долго оставалось в забвении. Интерес к наследию мастера удалось возродить благодаря усилиям бизнесмена и мецената Андрея Щербинина, основавшего для этого специальный фонд.
Картина «Вид на Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении» была создана во второй половине 1920-х годов, когда Кузнецов активно писал парижские пейзажи с натуры, прежде всего — с набережных Сены. Эти работы стали вершиной зрелого периода, когда художник, живший во Франции с начала XX века, синтезировал достижения импрессионизма с утончённой декоративностью и вниманием к архитектурной форме.
В этом урбанистическом пейзаже Париж предстаёт вневременным и почти безмолвным: улицы опустели, исчезли люди и автомобили. Собор Нотр-Дам и остров Сите окружены мягким сиянием заходящего солнца — Кузнецов превращает конкретный городской мотив в поэтическую метафору. Свет и воздух становятся главными героями картины, а пространство словно замедляется, приглашая зрителя к созерцанию.
Полотно выполнено в технике масляной живописи на холсте, с характерной для Кузнецова тонкой нюансировкой цвета и вниманием к светотени.
Впервые картина была представлена на 40-й выставке салона Независимых в 1929 году в Гран Пале. Это престижное ежегодное событие демонстрировало новейшие достижения европейского искусства, в первую очередь — постимпрессионизма и модернизма. В том же году участниками Салона были Поль Синьяк, Арман Гийомен, Александр Кальдер и другие выдающиеся художники.
Помимо оригинала картины, Фонд Константина Кузнецова передаёт Екатеринбургскому музею её «духовного близнеца» — цифровой архив, выгравированный в толще кварца. На диске размером с ладонь запечатлена полноформатная фотография полотна в 3D формате, а также инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские снимки и подписи художника на обороте.
Кварцевый диск способен пережить самый разрушительный пожар, потоп и само время. Материал невосприимчив к коррозии и радиации, плесени или даже химическим воздействиям. Эту часть проекта Фонд Константина Кузнецова реализовал совместно с АО «Сигналтек», РХТУ им. Д. И. Менделеева и Фондом перспективных исследований.
Комментариев пока нет.